По утверждению современных педагогов и психологов, сенсорное воспитание детей является залогом их успешного интеллектуального развития. Формирование сенсорной культуры малыша осуществляется в ходе различных видов его деятельности и знакомства с разными эталонами (величины, цвета, формы, времени, обоняния, осязания), а также с пространственными представлениями. Рассмотрим, особенности данной формы воспитания малышей раннего и дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание ребенка младшего возраста
Педагоги утверждают, что сенсорное восприятие малышей младшего возраста довольно неустойчиво. В этот период в одном предмете дети зачастую выделяют какое-то основное свойство, которое больше всего бросается им в глаза.
Начиная со второго года жизни, ребенок способен внимательно наблюдать за действиями взрослых. Он уже понимает их речь, и учиться говорить. Примерно с трех лет малыши начинают запоминать и применять сенсорные эталоны. Поэтому в ходе занятий следует развивать умение детей воспринимать и выделять качества и свойства, осознавать назначение разных предметов, а также учиться различным способам действий.
Тем не менее, способность воспринимать и исследовать предметы не возникает сама по себе. Для полноценного сенсорного воспитания деток данного возраста необходима помощь взрослых: родителей или педагогов. Они обеспечат совершенствование и закрепление всех представлений и ощущений, получаемых малышами. Это реализуется с помощью средств сенсорного воспитания детей, в частности игр, а также повседневных действий с различными предметами и пособиями. Следует отметить тот факт, что слова «игра» и «занятие» при сенсорном воспитании детей младшего возраста довольно условны. В то же время они должны иметь систематический и организованный характер. Кроме того, все развивающие формы работы с ребенком необходимо осуществлять по четко намеченному плану. Их следует проводить ежедневно и усложнять по мере усвоения нового материала.
Процесс сенсорного воспитания детей младшего возраста ставит перед собой следующие задачи:
- формирование деятельности анализаторов;
- развитие речи и моторики;
- расширение ориентации в окружающем мире;
- усложнение видов деятельности ребенка.
Важно отметить тот факт, что речь ребенка развивается гораздо лучше в случае своевременного развития крупной и мелкой моторики. Это обусловлено тем, что речевая зона и проекция кисти руки взаимно влияют друг на друга.
С целью закрепления навыков и умений ребенка взрослые должны обеспечить ему условия для многократных действий со знакомыми материалами. Это важно для того, чтобы в дальнейшем малыш мог применить свои знания и опыт в самостоятельных играх. В свою очередь родителям следует постоянно поддерживать в ребенке интерес к окружающим его предметам.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Процесс сенсорного воспитания дошкольников предполагает предоставление им помощи в таких направлениях как:
- развитие сенсорных возможностей: аудитивных, тактильных и зрительных;
- формирование понятий эталонной системы, включающих в себя знакомство с цветом, размером и формой предметов;
- обучение детей способам реализации своих знаний на практике.
Хорошими средствами сенсорного воспитания детей данного возраста являются краски, конструктор и пластилин. В процессе обучения ребенка взрослым следует употреблять простую и понятную терминологию, которая четко обозначает смысл конкретного ощущения. Помимо того, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться наглядными примерами, и ни в коем случае не долгими пояснениями и комментариями.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) у малышей уже формируются устойчивые представления о таких понятиях как цвет, геометрические фигуры, а также отношения по величине между разными предметами. В случае низкого уровня сенсорного развития ребенка существенно снижается вероятность его успешного обучения в школе. Поэтому данный вид воспитания является залогом формирования у детей необходимых навыков, способностей и умений, а также эффективного осуществления ими различных видов деятельности.