Дополнительное образование детей: роскошь или необходимость?

Дети

Отечественная система образования всегда противопоставлялась западной: в то время педагоги стран Европы и США воспитывали узконаправленных специалистов, способных работать только в определенной сфере, отечественная система образования позволяла развивать широкий кругозор и в дальнейшем выбрать любую сферу деятельности. И это дало свои плоды – наша страна продолжает оставаться одной из самых образованных в мире.

Развитию кругозора во многом способствует и дополнительное образование детей, подразумевающее получение знаний не только в общеобразовательном учебном заведении, но и вне его. Организация дополнительного образования детей во многом зависит от того, живет ли ребенок в большом городе, где есть множество специализированных центров обучения, либо же там, где нет такой возможности, и приходится организовывать дополнительное образования детей силами приглашенных учителей и т.п. Но, несмотря на возникающие трудности, большинство родителей не сомневаются в необходимости дополнительного образования детей, ведь, по их мнению, это способствует успешной карьере в будущем.

О дополнительном образовании детей в школе

Дополнительное образование детей в школе подразумевает большую занятость ребенка, так как помимо школьной программы он должен изучать и другие предметы. Этот момент вынуждает многих родителей отказаться от дополнительного образования детей в школе. Но, как показывает практика, те дети, которые помимо школьной программы имеют и другую нагрузку, вырастают более организованными, поскольку учатся грамотно распределять время.

Вид дополнительного образования детей следует выбирать в соответствии с его склонностями и интересами. Многие дети выбирают творческие занятия, другие же предпочитают получать более глубокие знания по школьным предметам. Формы дополнительного образования детей могут быть следующими:

  • Кружки по интересам;
  • Специализированные учебные заведения;
  • Спортивные, музыкальные секции и пр.

Кроме того, благодаря развитию интернета, сегодня форма дополнительного образования детей может быть как очной, так и заочной. Правда, удаленное образование больше подойдет старшим школьникам, которые уже могут работать самостоятельно, и им не требуется присутствие учителя для освоения материала. Такая форма дополнительного образования детей позволяет получать самые современные знания и навыки вне зависимости от места проживания ребенка. Сегодня можно говорить о таких направлениях дополнительного образования, как:

  • Техническое
  • Эстетическое, художественное
  • Музыкальное
  • Спортивное
  • Эколого-биологическое
  • Правовое, экономическое
  • Культуроведческое
  • Туристическое, краеведческое

Ребенок может выбрать то направление, которое ему ближе и возможно, это поможет ему определиться, чем он хочет заниматься во взрослом возрасте. Но, даже если дополнительно образование не станет «билетом» во взрослую жизнь, оно, безусловно, будет способствовать гармоничному развитию личности. Есть такие дети, которые успевают поменять не один кружок, они и поют и рисуют и танцуют, и эти, казалось бы, ненужные занятия способствуют тому, что растут они уверенными в собственных силах и знают больше, чем их сверстники, послушно отсиживающие уроки от звонка до звонка. Поэтому, если ваш ребенок относится к этой категории, не стоит его ограничивать. Пусть он попробует как можно больше направлений, пока ему это интересно.

Когда следует начинать дополнительное образование ребенка?

Как уже говорилось, многие родители признают необходимость дополнительного образования детей, но не многие знают, когда имеет смысл вводить его в жизнь малыша. Это во многом зависит как от склада характера ребенка, так и от выбранного направления. Понятно, что, например, художественной гимнастикой или борьбой можно заниматься и будучи дошкольником, а вот начать посещать кружок юных экономистов целесообразнее, когда за плечами есть школьный опыт.

Таким образом, родители сами могут определить, нужно ли отдавать малыша на дополнительные занятия. Кроме того, было бы неплохо поинтересоваться у ребенка лично, хочет ли он ходить в ту или иную секцию или кружок. Нет ничего хуже, когда он занимается чем-либо дополнительно исключительно под давлением родителей. Не секрет, что дети часто хотят «увильнуть» от занятий и лишний раз погонять мяч во дворе с друзьями, но если направление выбрано правильно, ребенок будет с интересом рассказывать о занятиях, демонстрировать свои успехи. Это верный показатель того, что ему нравится то, чем он занимается. Если же этого не происходит, и ребенок постоянно говорит, что на занятиях ему не интересно, не имеет смысла настаивать.

Правильнее будет поговорить с ребенком и дать ему возможность самостоятельно определиться с тем, что же ему больше нравится. Вполне вероятно, что для этого придется посетить несколько кружков и секций, чтобы он смог «попробовать на вкус» то, чему там учат. Это, безусловно, потребует больше времени для самоопределения ребенка, но зато выбор будет осознанным и самостоятельным, а не навязанным мамой и папой. Такой подход способствует развитию ответственности уже с малых лет.

Проблемы дополнительного образования детей

Основной проблемой дополнительного образования детей сегодня является отсутствие квалифицированных педагогов, готовых работать с детьми. В подавляющем большинстве случаев кружки и секции держатся на чистом энтузиазме педагогов, которые не получают за свою работу сколько-нибудь существенного вознаграждения. Это совсем не способствует привлечению новых кадров в сферу дополнительного образования. Кроме того, не выделяется никаких средств на учебные материалы, необходимые для полноценного обучения детей. К сожалению, пока не заметно, что ситуация будет меняться в лучшую сторону.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.17 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий