В России для детей с ограниченными возможностями здоровья создана отлаженная система специального образования, которая предусматривает особые условия для занятий, а также работу с ними специальных педагогов и врачей. Однако при обучении в специальных условиях большинство детей с ОВЗ оказываются неприспособленными к продолжению образования после окончания школы.
Еще одним важнейшим недостатком системы специального образования является обособленность коррекционных образовательных учреждений, из-за которой происходит разделение общества на здоровых людей и инвалидов. Ребенок с самого раннего детства ощущает себя не таким как все, а это значительно тормозит его развитие и накладывает серьезные ограничения на всю его будущую жизнь.
Инклюзивное образование является альтернативой специальной образовательной системе. Оно предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и обычных детей в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.
Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ
В основе инклюзивного (интеграционного) образования лежит принцип равного отношения ко всем людям. Он полностью исключает дискриминацию детей, нуждающихся в особых условиях обучения. Эта система признана мировым сообществом гораздо более эффективной, чем специальное или дополнительное образование детей с ОВЗ.
Ключевым условием инклюзивного образования является доступность образования для всех детей, которая достигается путем приспособления учебного заведения к нуждам каждого ребенка. Это означает, что обычные общеобразовательные школы должны обеспечивать включение всех детей в общую систему образования, учитывая при этом особые потребности отдельных учеников. Дети с ОВЗ обучаются вместе с другими детьми в одном классе, а не в специально выделенных группах.
Инклюзивное образование базируется на принципах, которые исключают формирование стереотипов в отношении людей с инвалидностью:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- полноценное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В систему инклюзивного образования должны быть включены учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Для этого необходимо реализовать техническое оснащение учебных учреждений, а также организовать специальную подготовку педагогов. Профессиональные педагоги, обладающие специальными знаниями и настроенные на преодоление любых трудностей, делают образовательное учреждение доступным для детей со специальными потребностями путем создания в нем атмосферы, где ребенок чувствует себя свободно и включен в полноценную социальную жизнь наравне со своими сверстниками.
Ситуация с развитием инклюзивного образования детей с ОВЗ в России
Несмотря на то, что в российском законодательстве закреплены некоторые положения об инклюзивном образовании, в нашей стране очень мало образовательных учреждений, реализующих принципы инклюзии. Вместе с тем интегрированное дошкольное образование детей с ОВЗ в нашей стране развито несколько больше, чем среднее: найти детский сад, куда можно отдать ребенка с особыми потребностями, немного проще, чем школу.
Основными препятствиями для развития инклюзивного образования в нашей стране являются архитектурная недоступность и недостаточное техническое оснащение учебных заведений, а также недостаточная квалификация большинства педагогов массовых школ.
Развитием инклюзивного образования в России активно занимаются общественные организации, выступающие за права инвалидов, однако пока у нас нет уполномоченной структуры, которая бы решала организационные вопросы по распространению в стране интеграционной системы образования.