Развитие мелкой моторики до 4 лет

Дети

Многие мамы слышали о том, что у детей важно развивать мелкую моторику рук. Однако не все родители знают, что такое моторика и какие занятия способствуют развитию этого навыка. Предлагаем рассмотреть эти важные вопросы и узнать, каким должно быть развитие мелкой моторики до 4 лет.

Что такое моторика?

Термином «моторика» обозначают двигательную активность организма или его отдельных органов. Другими словами, моторикой называют последовательность движений, которые в совокупности необходимы для выполнения определенной задачи.

Специалисты различают крупную, мелкую моторику и моторику определенных органов.

Крупная моторика – это основа, на которую со временем накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики. Основные навыки крупной моторики представлены такими действиями, как ходьба, наклоны, переворачивание, бег, ползание, прыжки.

Мелкая моторика по своей сути является способностью манипулировать мелкими предметами, а также выполнять действия, которые требуют скоординированного функционирования глаз и рук. Примерами действий, связанных с мелкой моторикой, являются рисование, письмо, вырезание, вязание, игра на музыкальных инструментах.

Значение мелкой моторики

Роль развития мелкой моторики трудно переоценить. Младенец в первые месяцы жизни разглядывает свои ручки, затем учится управлять ими. Вначале он берет предметы всей ладошкой, после только двумя-тремя пальчиками. Со временем приходит черед обучению правильно держать ложку, карандаш и другие мелкие предметы.

Доказано, что мелкая моторика человека связана с нервной системой, памятью, вниманием, зрением и восприятием. Также тесно связаны между собой развитие мелкой моторики и речи. Это объясняется тем, что моторный и речевой центры расположены очень близко друг к другу в головном мозгу. Таким образом, стимуляция моторных навыков активизирует речевой центр. Также мелкая моторика оказывает большое влияние на ловкость рук, скорость реакции малыша, на его почерк в будущем.

Занятия для мелкой моторики

Мелкая моторика развивается постепенно, темп ее совершенствования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако в силах родителей помочь малышу развить и усовершенствовать мелкую моторику. Для этого существуют специальные упражнения и игры.

Пальчики. Ребенку называют пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Затем предлагают каждому пальчику познакомиться со своим тезкой на другой руке. После этого пусть каждый пальчик на одной руке познакомится со всеми пальчиками по очереди на другой руке. И, наконец, просят малыша сложить ладони вместе и потереть подушечки пальчиков друг о друга.

Шнурочки. Купите разноцветные шнурки и приготовьте интересный «инвентарь». Можно сделать из картона башмачок с отверстиями для шнурков или же придумать и смастерить игрушки со шнуровкой. В крайнем случае, обучите малыша шнуровать свои ботиночки. Такой процесс можно превратить в увлекательную игру, если, например, организовать соревнование ребенка с взрослым. Главное в таком соревновании не скорость шнурования, а качество, то есть, не пропускать дырочки.

Нанизывание бусин. Можно приобрести для ребенка специальный набор с бусинами. Но гораздо интереснее будет нанизывать макароны с крупными дырочками. В таком случае лучше вместо нитки взять толстую проволоку.

Необычное рисование. Обычно малыши рисуют карандашами, кисточками, фломастерами. Предложите ребенку рисовать пальчиками. Вам понадобится всего лишь бумага и гуашь. Пальчиками можно нарисовать все, что угодно: цветочки, солнышко, животных. Еще интереснее рисовать ладошками. У маленьких деток фантазия безгранична, используйте ее для необычного способа рисования.

Рисунки из пластилина. Малыши с удовольствием занимаются лепкой из пластилина. Предложите им сделать пластилиновый рисунок. Для этого вам понадобится картон, пластилин, горох, гречка, пшено, рис. Предложите ребенку нанести на картон пластилин пластом, обозначая контур будущего предмета или часть картины. Затем украсьте поделку с помощью крупы. Это может быть птица с перьями из фасоли или гороха, елочка в снегу из рисовой крупы, или морские камни на песке из пшена. Можно облепить пластилином старую вазу или чашку и украсить ее разноцветными пуговицами.

Рисунки из рваной бумаги. Предложите малышу порвать на мелкие части бумагу. Затем нарисуйте вместе контур какого-либо предмета (цветок, бабочка, ваза) и пусть ребенок наклеит кусочки бумаги внутри этого контура. Клеить кусочки можно в произвольном порядке, друг на друга, создавая разные фактуры. Для этого лучше использовать клеящий карандаш. Такая игра развивает не только мелкую моторику рук, но и целостное восприятие предмета, а также творческое воображение малыша.

Поделки из бумаги. Такое занятие требует усидчивости. Предложите ребенку смастерить из бумаги трубочку, лодочку, колпачок. Если же приближается какой-то праздник, можно сделать поделки для украшения детской. Например, для новогоднего праздника прекрасно подойдут разноцветные флажки, гирлянды из тонких бумажных колечек, вырезанные снежинки.

Волшебный лес. Для этого занятия вам понадобится ватман, краски, карандаши, разноцветная бумага и клей. На листе ватмана наклейте вместе с ребенком заранее нарисованные и вырезанные фигурки деревьев, кустиков и цветов. Нарисуйте домики лесных зверюшек. Заштрихуйте нору лисы, дупло белки, муравейник. Предложите малышу провести тропинки от домиков животных друг к другу, только избегайте указывать путь хищникам к мелким животным, например, от волка к зайчику. Хорошо, если малыш проявит фантазию, расположив в волшебном лесу что-то особенное (чудо-дерево, цветок, исполняющий желания).

Взрослые должны помнить, что нельзя оставлять малыша одного, когда он играет мелкими предметами. Нужно следить, чтобы ребенок не брал такие детали в рот, не засовывал их в ушки или носик.

Регулярные занятия для мелкой моторики способствуют гармоничному развитию ребенка, улучшают его социальные навыки, а также готовят к школьному обучению.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.33 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий