О каких особенностях подросткового возраста должны знать родители

Дети

Подростковый возраст считается самым сложным для обучения и воспитания ребенка. В период от 12 до 17 лет происходит переход из детства во взрослую жизнь. Данный процесс сопровождается серьезной психологической и физиологической перестройкой. Основная задача родителей и педагогов в это время – поддержать ребенка и помочь ему преодолеть все личностные кризисы.

Физиологические особенности

Особенности подросткового возраста связаны не только с переходом личности на новый уровень развития, но и с бурными физиологическими изменениями. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие определяют многие поведенческие реакции подростка. Родителям важно учитывать эти факторы, что поможет лучше понимать ребенка.

Основные особенности физиологического развития подростка связаны с половым созреванием и быстрым физическим ростом. У ребенка наблюдается резкое изменение роста, веса и пропорций тела, формируются вторичные половые признаки. У девочек начинаются менструации, у мальчиков – рост волос на лице и теле, первые поллюции, «ломка» голоса.

Быстрая перестройка организма провоцирует эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. У мальчиков период наибольшей эмоциональней нестабильности приходится на возраст от 11 до 13 лет, у девочек – 13-15 лет.

Отдельная проблема подросткового возраста проявляется в виде угловатости, которая связана с неравномерным ростом (сначала вырастают кисти рук и стопы, потом конечности, и только после этого – туловище). Многие подростки становятся неуклюжими, в связи с этим у них появляются серьезные комплексы.

Психологические особенности

Основные особенности психологического развития подростков связаны с изменением ведущей деятельности и социального статуса. Эти перемены характеризуются несколькими особенностями. Ведущей деятельностью подростка становится общение со сверстниками, а взаимоотношения с родителями и родственниками отодвигаются на второй план. Развитие ребенка в подростковом возрасте – переход от детства и зависимости от родителей к самостоятельной жизни и пониманию личной ответственности.

В результате этих изменений в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослых и возрастает значимость мнения сверстников. Общение с ровесниками дает ребенку возможность лучше познать себя через сходство с другими, а также позволяет сформировать нормы поведения в обществе.

У подростка возникает потребность в принадлежности к какой-либо группе. Обычно такие группы отличаются специфическими формами поведения, имеют собственные нормы и установки. Внешне они противоречат нормам, которые установлены взрослыми. Смена интересов обычно плохо отражается на школьной успеваемости, поэтому родители пытаются ограничить ребенка в общении со сверстниками, что также порождает конфликты.

Подросток осознает свой меняющийся социальный статус, старается расширить собственные права, начинает стремиться к независимости. Это нормальный процесс, который позволяет ему исследовать свои возможности и научиться самостоятельности. В этот период очень важны правильно установленные ограничения. Только с их помощью подросток сможет в безопасных условиях получить представления о рамках дозволенного, в то время как предоставление ему полной свободы действий может привести к весьма серьезным и необратимым последствиям.

Рекомендации родителям

Одна из частых родительских ошибок в период подросткового возраста – стремление полностью оградить детей от ошибок и трудностей. Родители сами получили негативный жизненный опыт, поэтому им кажется, что они все делают правильно, пытаясь направить ребенка на нужный путь. Но при этом они забывают, что человек не может учиться только на положительном опыте.

Взрослое, осознанное понимание себя и своей позиции в обществе может сформироваться, в том случае если подросток будет иметь представление, как о позитивных, так и о негативных сторонах жизни. При этом родителям необходимо ограждать его от крайностей и не позволять совершать непоправимых ошибок. Для этого следует использовать четкую систему требований, поощрений и наказаний, а также установить доверительные отношения с ребенком.

Система требований и правил должна быть хорошо аргументирована и понятна ребенку. Важно, чтобы он принимал участие в ее обсуждении, знал обо всех предъявляемых к нему требованиях и был согласен с мерами наказаний за их невыполнение. Устанавливая подростку какие-либо запреты, необходимо опираться на следующие правила:

  • Каждое новое правило вводите путем диалога, в котором существует равенство позиций взрослого и подростка. Важно уважать право выбора ребенка, в том числе и право на совершение ошибки.
  • Ребенку нужно объяснять, что вас не устраивает в его действиях, но не в нем самом. При этом четко аргументируйте любой запрет.
  • Любые ограничения применяйте последовательно, а не используйте лишь в качестве угрозы.
  • Правил и запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  • Позволяя ребенку принимать самостоятельные решения, нельзя допускать вседозволенности.
  • Не ограждайте ребенка от отрицательных последствий его действий или бездействия. Только так он может научиться ответственности.
  • Забота о ребенке должна выражаться не только в форме требований, но и в виде эмоциональной поддержки, искреннего интереса к его жизни, проявления гордости за него.

Своими нежелательными действиями или протестами ребенок всегда преследует определенную цель. Выясните, какова его мотивация, и попытайтесь совместно найти другие пути достижения цели. Например, если девочка начала злоупотреблять косметикой, вместо полного запрета лучше предложить дочке занятия с визажистом, где она научится наносить макияж красиво и со вкусом.

Если родители будут относиться к проблемам ребенка внимательно и с уважением, а также покажут, что как личность он имеет равные с ними права, им наверняка удастся пережить период подросткового возраста без больших потрясений.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий