Основные принципы воспитания детей с ОВЗ

Дети

Воспитание ребенка – трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса в развитии таких деток. Рассмотрим, каковы основные принципы воспитания ребенка с ОВЗ.

Особенности воспитания детей с ОВЗ

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – тот, который имеет физические и (или) психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития:

  • слуха и зрения;
  • интеллекта;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • речи;
  • эмоционально-волевой сферы и поведения (расторможенные, гиперактивные, с неврозами и нарушениями навыков самообслуживания);
  • с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Особенностью воспитания детей с ОВЗ является максимально возможная их интеграция в общество. Для этого необходимо обратить внимание на коррекцию их недостатков и оказание помощи в усвоении общеобразовательных программ.

В наше время все больше применяется интегрированное и инклюзивное воспитание таких малышей в условиях специальной группы в массовом детском саду, а также среди ровесников в обычной группе. Даже детки, имеющие значительные нарушения, могут быть введены по 2-3 человека в обычную группу. Однако стоит понимать, что им требуется индивидуальный подход и специальное обучение. Предварительно воспитатель и психолог проводят беседу с родителями ребенка с ОВЗ. Специалисты уточняют домашние методы воспитания и ухода, особенности характера и заболевания ребенка, на что он реагирует положительно, а на что – отрицательно.

Также широко практикуется кратковременное пребывание детей с ОВЗ в общих дошкольных образовательных учреждениях. Малыш приходит в детсад для занятий с логопедом или психологом, после чего выходит на прогулку с другими детьми. Обычно такой метод используют для адаптации ребенка, которого затем переводят на полный день в садике, естественно, если это становится целесообразным.

Нравственное воспитание ребенка с ОВЗ

Нравственное воспитание детей с ОВЗ дает возможность формировать их духовный мир, что позволяет органично вписаться в общество. Кроме того, нравственное воспитание становится профилактикой правонарушений, а также социального инфантилизма.

Воспитание нравственности ребенка с ОВЗ включает в себя:

  • воспитание этического сознания и нравственных чувств: различение плохих и хороших поступков, уважительное отношение к близким людям и окружающим, бережное отношение ко всему живому, отрицательное отношение к грубому и аморальному;
  • воспитание трудолюбия: рассматривание значения труда и творчества, формирование уважения к труду, получение навыков коллективной работы;
  • экологическое воспитание: бережное отношение к растениям и животным, приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • воспитание гражданственности: ознакомление с историей и государственными праздниками, любовь к своему городу и стране, умение отвечать за свои поступки.

Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрыванию разных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причем, нужно не только их читать детям, но и анализировать содержание после прочтения, делать выводы.

Эстетическое воспитание детей с ОВЗ

Эстетическое воспитание являет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, которая способна чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Главными методами эстетического воспитания педагоги считают средства искусства – живопись, музыку, театр и прикладное творчество. Изобразительное искусство способствует развитию у детей правильного восприятия цвета, величины, конструкции, формы предметов, их расположения в пространстве. Музыка способствует снятию напряжения у ребенка, корригирует патологии звукопроизносительной системы речи, развивает эстетический вкус. Театральная педагогика комплексно воздействует на все сферы психики малыша.

Прикладное творчество относится к основным методам эстетического воспитания детей с ОВЗ. С его помощью можно не только проводить развитие малыша, но и мягко корректировать некоторые его недостатки. Так, например, аппликация, лепка, вышивка задействуют мелкую моторику деток, что очень важно для тех из них, кто страдает расстройством речи. Занимаясь прикладным творчеством, ребенок видит результаты своего труда, что повышает его самооценку, позволяет гордиться своими достижениями.

Семейное воспитание ребенка с ОВЗ

Семейное воспитание детей с ОВЗ должно быть направлено на восстановление социального и психофизического статуса ребенка, достижение им социальной адаптации и материальной независимости. Именно в семье каждый малыш усваивает навыки поведения, представления о себе и окружающем мире. Поэтому очень важно правильное отношение к ребенку и его заболеванию.

В первую очередь родители должны установить особый режим дня для ребенка с ОВЗ. Большинство из них страдают разными расстройствами – повышенной возбудимостью или, наоборот, вялостью, высокой утомляемостью, неспособностью концентрироваться на одном действии в течение длительного времени и многими другими отклонениями. После консультации со специалистом родители должны подобрать такой режим дня малыша, который будет учитывать все эти особенности.

Другой важной задачей семейного воспитания детей с ОВЗ является обучение его навыкам самообслуживания. В силу своих возможностей ребенок должен выполнять гигиенические процедуры, учиться готовить и ухаживать за своими вещами.

Большое значение в семейном воспитании детей с ОВЗ отводится правильному выбору и обучению профессии, которая позволит решить материальные вопросы.

Правильное воспитание ребенка с ОВЗ имеет решающее значение для его будущей социальной адаптации, а значит, для интегрирования в окружающий мир.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.67 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий