Методы эстетического воспитания детей

Дети

Наряду с физическим, эстетическое воспитание детей необходимо для полноценного развития личности. Именно благодаря ему, ребенок будет стремиться к прекрасному, гармонии и совершенству, ко всему тому без чего невозможно духовное становление человека. Говоря проще, в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста им прививается художественный вкус, правила поведения в социуме, развиваются их творческие способности.

Методы эстетического воспитания детей дошкольников

Большое разнообразие средств и методов эстетического образования малышей позволяет выбрать наиболее подходящие из них для конкретного ребенка. Выбор зависит от множества условий, среди которых:

  • возраст ребенка;
  • условия его жизни;
  • национальные и семейные традиции;
  • форма организации деятельности (посещает ли малыш детский сад или же находится дома);
  • объем и качество художественной информации.

Информация поступает к ребенку многими путями. Это социальная среда, окружающая его, мир игрушек и других предметов, природные явления. Для маленьких деток одним из наиболее важных и действенных методов получения художественной информации являются сказки, мультфильмы, детские спектакли. С раннего возраста они формируют восприятие окружающего мира, понятия добра и зла, учат отношению с людьми. Поэтому очень важно, чтобы родители правильно подбирали такой материал для деток. Нельзя позволять малышу смотреть мультфильмы или передачи, в которых есть насилие, непристойные сцены или же пропагандируются идеи, чуждые цивилизованному обществу.

Вообще, все методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста можно условно разделить на две большие группы: по способу получения информации и по форме организации деятельности.

К способам получения эстетической информации относятся наглядные и словесные методы. Использование наглядных методов – это рассматривание предметов искусства, например, картин или экспонатов музея, или же прослушивание музыкального произведения. Словесный метод эстетического воспитания детей подразумевает получение информации от родителей или воспитателя, учителя. Взрослые сначала что-то рассказывают ребенку, а затем задают ему вопросы.

В случае с детьми, к перечисленным методам образования предъявляются особые требования. Ребенка нужно заинтересовать тем, что он видит или слушает. Поэтому музыка должна быть эмоциональной, а литературные произведения либо картины интересными, яркими. В противном случае малыш не станет обращать на них внимание.

Важно подбирать музыку, чтение, картины и другие предметы эстетического образования соответственно возрасту ребенка. Чем малыш меньше, тем проще должны быть они по форме, содержанию. Ребенка раннего возраста привлекают яркие краски, выразительные контуры, простая ритмичная музыка.

Форма организации деятельности эстетического воспитания детей может быть самостоятельной или же совместной с взрослыми либо другими детьми. Самостоятельно ребенок может рисовать, лепить, заниматься аппликацией. Совместная деятельность подразумевает, например, выполнение указаний на художественных занятиях.

Эстетическое образование можно условно разделить на художественно эстетическое и нравственно эстетическое воспитание детей.

Художественно эстетическое воспитание детей

Художественно эстетическое воспитание детей заключается в том, чтобы научить их видеть красивое вокруг себя. Даже маленькие детки реагируют на красивые вещи, предметы обстановки, природные явления, музыку. С раннего возраста малыши стремятся петь, танцевать, рассказывать стихи, рисовать, лепить и т. д.

Родители и воспитатели должны всячески поддерживать стремление малыша к прекрасному. Именно в раннем детском возрасте часто проявляются будущие творческие способности. Вспомните, как любят малыши делать «подарки» маме, папе, бабушке и другим близким людям. Получив такой подарок, взрослые должны обязательно показать, насколько он им приятен, в первую очередь, потому что сделан собственными руками. Приближающиеся праздники нужно также использовать для развития ребенка. Родители могут делать вместе с малышом новогодние гирлянды и снежинки, придумывать украшения комнаты к его Дню рождения. Даже выпечка печенья может стать веселым обучением крохи. Пусть он самостоятельно вылепит из теста фигурки, какие ему хочется, либо по-своему желанию разукрасит выпечку.

Безусловно, очень важным инструментом художественно эстетического воспитания детей является природа. Необходимо почаще выбираться с ребенком за город, в лес, к речке, даже просто прогуляться по парку. Во время прогулок нужно обращать внимание малыша на окружающую красоту, незаметную на первый взгляд. Покажите ему, как пробивается из-под земли росточек первого цветка, рассмотрите вместе венчик маленькой ромашки, послушайте пение птиц. Такие простые действия научат ребенка видеть прекрасное в окружающем мире.

По мере взросления крохи все большее значение приобретают художественные произведения, картины, музыка, театр. Сначала нужно выбирать интересные для его возраста сказки, выставки и спектакли. Постепенно ребенок будет взрослеть, и будут повышаться его эстетические потребности.

Нравственно эстетическое воспитание дошкольников

Нравственно эстетическое воспитание детей – это формирование его личных качеств. Ребенок растет и развивается в обществе, поэтому должен согласовывать свою деятельность с его требованиями и традициями.

Основной метод нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста – игры. Именно в играх ребенок позиционирует себя как члена семьи, участника разных социальных групп. Посредством игры малыша можно научить, как вести себя в той или иной ситуации, объяснить, какие существуют в обществе правила.

В раннем возрасте для нравственного образования ребенка очень важны отношения и эмоциональная обстановка в семье. Для малыша семья – проекция отношений в социуме, родители и другие родственники являются теми, кто учит его правилам поведения и жизни в обществе.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.83 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий