Этапы развития умственных способностей ребенка

Дети

По мнению большинства исследователей, изучающих теории развития человека, интеллектуальное становление ребенка проходит несколько последовательных стадий. На каждой из этих стадий происходит формирование новых навыков и развитие определенных способностей.

Зачем эти знания необходимы родителям? В первую очередь они нужны для того, чтобы мамы и папы имели представление о том, как происходит развитие умственных способностей ребенка. Это поможет им лучше понимать его, а также выбирать более эффективные занятия и игры для его полноценного интеллектуального развития.

В соответствии с одной из теорий, существует три основных этапа развития умственных способностей ребенка. Каждый из них имеет определенные возрастные рамки: первый – с рождения до 2 лет, второй – с 2 до 11 лет и третий – с 11–12 до 14–15 лет.

С рождения до 2 лет

Эта стадия развития является сенсомоторной, так как в течение всего периода до достижения двухлетнего возраста ребенок овладевает моторными и сенсомоторными способностями. Малыш изучает свойства предметов с помощью своих первых двигательных навыков (хватает, толкает, бьет, сгибает), а также наблюдает за происходящими с ними изменениями. Благодаря этому он постепенно учится связывать различные действия друг с другом.

Период развития сенсомоторных навыков делится на шесть этапов:

  • Первый месяц жизни. Проявление врожденных рефлексов (сосание, хватание), которым ребенку не нужно учиться, так как они возникают естественным образом под воздействием внешних стимулов, а за счет многократного повторения становятся все более развитыми.
  • От 1 до 4 месяцев. Формирование моторных навыков, которые пока представляют собой условные рефлексы – хватание бутылочки рукой, сосательные движения губами при виде бутылочки для кормления.
  • С 4 до 8 месяцев. Появление циркулярных реакций, которые формируются благодаря развитию координации между системами восприятия и моторными схемами – ребенок начинает манипулировать предметами с целью получить какой-либо результат (может схватить веревочку с подвешенной погремушкой, чтобы она издала звук, и т.п.).
  • С 8 до 12 месяцев. Улучшается координация между средствами и целями, благодаря чему действия ребенка становятся все более направленными на достижение конкретных результатов.
  • С 12 до 18 месяцев. Ребенок открывает новые средства взаимодействия с внешним миром, за счет чего у него начинает формироваться понятие связи между действиями и их результатами (например, малыш уже способен дотянуться до игрушки, подтянув к себе коврик, на котором она лежит).
  • С 18 до 24 месяцев. Ребенок самостоятельно учится находить новые решения для достижения нужного результата на основе уже изученных им схем действий.

С 2 до 11 лет

Второй этап развития умственных способностей ребенка называют стадией конкретных операций. На протяжении периода с 2 до 11 лет у ребенка формируются способности сравнивать, измерять, классифицировать предметы и явления. У него появляется понимание определенного типа действий, которые могут объединяться в общие структуры, за счет чего он учится оперировать различными свойствами: величина, количество, вес, объем и т.д.

В стадии конкретных операций выделяют несколько этапов:

  • С 2 до 5 лет. У ребенка происходит развитие символического мышления, которое позволяет ему представлять объекты и различные стимулы с использованием мысленных образов, обозначенных конкретными названиями или символами.
  • С 5–6 до 7–8 лет. Достигается первый уровень конкретных операций, когда ребенок начинает понимать, что различные свойства одного объекта не зависят друг от друга, а также приобретает умение классифицировать и располагать объекты по определенным признакам.
  • С 8 до 11 лет. Период второго уровня конкретных операций, в течение которого ребенок получает все лучшее представление о взаимосвязях между свойствами объектов, что позволяет ему справляться с проблемами перспективы, упорядочивать предметы в пространстве и решать простые физические задачи, а также закладывает основы логического мышления.

С 11–12 до 14–15 лет

Третий этап развития называется стадией формальных операций. Достигнув этой ступени развития, ребенок способен совершать мыслительные операции, не используя какие-либо опоры, то есть у него начинает развиваться абстрактное мышление. Если в более раннем возрасте дети могут мыслить лишь конкретными категориями и полагаться только на предыдущий опыт, то на стадии формальных операций они уже способны полноценно анализировать последствия своих действий и оценивать предполагаемые результаты с разных точек зрения.

Начиная с возраста 11–12 лет, у ребенка формируются логическое мышление, умение делать дедуктивные умозаключения и способность выдвигать гипотезы. Кроме того, в этот период он уже способен систематизировано планировать собственную деятельность.

Поделиться с друзьями
WJ
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4 из 5 )
WJToday
Добавить комментарий